четверг, 24 мая 2012 г.

Так заведено



Вежливый Отказ с новой программой "Военные куплеты"
Центральный Дом Художника
19 мая

Когда ваш покорный слуга проходил военные сборы, у нашего взвода, как и у любого другого, должна была быть своя строевая песня. Сначала мы пели "День Победы", но она оказалась ритмически сложной - ребята путались с долями и в итоге плохо маршировали. Тогда я предложил петь "Марусю" из бессмертной комедии. Мы исполняли "Марусю" каждый день по три раза: по дороге на завтрак, обед и ужин, не считая торжественного марша почти каждое утро и репетиций присяги. Я никогда больше не хочу слышать эту песню, как и песни двух других взводов нашей роты: "В путь" и "Катюша".
Небольшой экскурс в более далекую историю: 14 сентября 1812 года начался пожар в опустевшей Москве, он полыхал до 18 числа и уничтожил три четверти российской столицы. По одним данным город подожгли бежавшие москвичи, по другим - французы, есть версия, что пожар возник вообще случайно - точно никто не знает. Однако можно без сомнений сказать, кто зажигал на сцене зала "ДНК" в Центральном Доме Художника, играя концерт, приуроченный к двухсотлетию тех событий - группа Вежливый Отказ с программой "Военные куплеты".
Звук и подача были настолько мощными, что с труб, проведенных под потолком, хлопьями сыпалась изоляция, а в момент акустической атаки после слов "скоро грянет" за кулисами запасной малый барабан упал с запасной колонки. Роман Суслов кричал во всю глотку, терзал гитару (которая то и дело "заводилась") и выдавал шаманские пляски с бубном. Публика живо реагировала: на середине концерта на полу у самой сцены чуть не началась порнография, но обошлось - в общем, как пел еще один хороший московский музыкант: "это горе без ума, эти праздники до слез".
Вежливый Отказ играют сложносочиненную, многослойную, запутанную музыку - гремучую смесь джаза, рок-н-ролла и - характерных для этой программы - народных мелодий. Потому ее грув не так легко поймать, не просто отдаться ее течению. Меня это течение подхватило, когда Суслов, впервые за выступление оставив гитару, подошел к микрофону и в абсолютный тишине заголосил песню "Мы победим": "Уйди, рабочий от станка, бросай, крестьянка, сельский труд, рука к руке на сборный пункт. Опять идет война" - и мне вновь захотелось пойти торжественным маршем, сжимая в руках автомат и чувствуя своим локтем локоть товарища, идущего рядом.
Объясняя, почему он взялся за военную тему, Суслов говорит: "Какая у нас еще есть народная забава? Что мы еще умеем?" В России, что примечательно, существует две крайности для песен о войне: либо бездумная агитка, либо пацифистское нытье (великие песни вроде "Священная война" оставим в стороне потому что это, простите за каламбур, святое). Однако Суслову, кажется, удалось создать альтернативу - он написал песню, под которую, не смотря на всю ее иронию, хочется идти в атаку и побеждать. А это, поверьте мне, дорогого стоит.


Mr.Sticha специально для Weary Drum Daily

Комментариев нет:

Отправить комментарий