среда, 23 мая 2012 г.

Английский пациент



Damon Albarn "Dr.Dee"
Parlophone; 2012

Акелла промахнулся; опять и снова

У всех есть плохие привычки, вот и у Деймона Албарна - слабость к большим формам. Это было заметно еще на блестящей пластинке "13" 1999 года, со всей ее старательной мимикрией под концептуальный альбом. Потом Албарн пошел дальше и придумал целую группу как концепцию и объяснял, например, отсутствие живых барабанов на третьем альбоме Gorillaz "Plastic Beach" тем, что Мердок украл 2D и отвез его на пластиковый остров для записи альбома, а барабанщика Рассела с собой не взял, зато нашел там заменившую его драм-машину. В 2007 году по приглашению китайского актера и режиссера Чен Ши-Женг Албарн написал мюзикл "Monkey: Journey To The West", основанный на классическом китайском романе датированным XVI веком. И вот, наконец, летом прошлого года в Лондоне прогонялся рабочий вариант сочиненной им оперы о докторе Джоне Ди - ученом, мистике и вообще неординарном человеке, звуковая дорожка которой, собственно, и есть альбом "Dr.Dee".
Но от рождения Господь наградил Албарна гением формы малой. И эти концепции, эти большие идеи, которые пытаются подмять под себя композиции, всегда мешали и мешают, собственно, песням. Если из того же "Plastic Beach" выкинуть струнную увертюру и треть песен, заменить драм-машину живыми барабанами, прогнать всех гостей кроме Бобби Уомака и поставить к микрофону Албарна, то это была бы пластинка почище "The Good, The Bad and The Queen". И здесь очень хочется написать что-то вроде: "но на "Dr.Dee" Албарн наконец научился работать с большой формой". Но нет, черт возьми. Не научился.
"Dr.Dee" - это скучная как Бронте и мутная как Темза пластинка. Можно провести часы, расшифровывая о чем, собственно, гудит мужской бас и кто такой Эдвард Келли, но удовольствия от прослушивания это вряд ли прибавит (как и осведомленность о приключениях Мердока и 2D не улучшает впечатления от "Plastic Beach") и пластинка от этого станет, возможно, еще тоскливее. В общем, как пел другой хрестоматийный британец: "Don't get any big ideas - they're not gonna happen".
Впрочем, в подтверждение вышесказанного, здесь есть две отличные и, главное, самодостаточные песни: "Apple Carts" и "The Marvelous Dream", где звучат в основном голос Албарна и акустическая гитара. Однако кажется, что Албарн и сам понимает безоговорочное превосходство этих композиций над остальным материалом пластинки, поэтому он играл их на телевидении и именно вокруг них строились трейлеры альбома.
Несправедливо утверждать, что Албарн деградирует - совсем недавно он написал новую (уже вторую после реюниона) и совершенно чудесную песню для Blur. И нельзя сказать, что топчется на месте - написать оперу это все-таки серьезный шаг. Однако если "Dr.Dee" - это прогресс, то он заключается лишь в том, что на протяжении последних пяти лет Албарн зарывал свой талант в компании друзей, знакомых и коллег, а теперь делает это вместе с Филармоническим Оркестром BBC.


Mr.Sticha специально для Weary Drum Daily

2 комментария:

  1. Чтож, написано вполне грамотно, но вот какое дело: когда мы говорим о таких музыкантах как Албарн или допустим Боуи, размышления на тему "хорошо бы если бы" не применимы. т.к. вся прелесть таких музыкантов в их наглом желании делать так как они хотят. Это равноценно "а хорошо бы если б Джойс писал попроще". Глупо, оч глупо.

    ОтветитьУдалить
  2. И еще. Это статья, с изобилием личного мнения автора (это мне так кажется),нарушает ваш девиз Nothing personal. Strictly music. Это скорее Nothing personal. Just a small talk.

    ОтветитьУдалить