среда, 28 сентября 2011 г.

В поле ягода как всегда


William Elliott Whitmore "Field Songs"
Anti- 2011

Сегодня часто забывают об одном простом но очень важном свойстве музыки - помогать человеку преодолевать трудности. Жертвы Великой Депрессии пели "How Can A Poor Man Stand Such Time and Live", черные рабы - "Pay Me My Money Down", ирландские солдаты - "Mrs McGrath". В этих песнях простая мелодия, размеренный ритм и несложные слова. Но это самая важная музыка на свете, потому что она, как никакая другая, заставляет жить и бороться на последнем издыхании, бороться и побеждать.
Пытаться писать и исполнять песни такого назначения в 2011 году - дело сомнительное и, кажется, почти никому не нужное. Особенно если ты поешь о фермерах, копающихся в грязи. Но если ты сам каждое утро встаешь чуть свет и идешь работать в поле? Если это необходимо тебе, чтобы прокормиться? Если ты рубишь дрова для того, чтобы не окоченеть зимней ночью - потому что на ферме твоих покойных родителей на берегу Миссисипи нет даже горячей воды? И при этом у тебя есть старенькое банджо, початая бутылка Джека Дениелса и наждачный хриплый баритон - как со всем этим быть? В такой ситуации оказался Уильям Эллиотт Уитмор, который в свои 33 года выпускает уже седьмую номерную пластинку и вторую - на лейбле Anti-.
Выбор лейбла, кстати, - а, точнее, выбор Уитмора лейблом - довольно симптоматичен. Anti - подразделение гиганта Epitaph, выпускающего кровожадный хардкор вроде Every Time I Die и Bring Me The Horizon, и основанный в свое время для выпуска отмеченного грэмми "Mule Variatons" Уэйтса. Вообще тяжелая и фолк музыки связаны гораздо теснее, чем можно себе представить: например, фронтмен пост-хардкор банды Million Dead Фрэнк Тернер в этом году выпустил уже четвертый альбом, на котором он играет дружелюбный фолк-панк. Если уж на то пошло - Джеймс Хетфилд вдохновлялся тем же Томом Уэйтсом. Очевидно главный фактор здесь - как ни парадоксально - это темы песен, точнее, главная тема - смерть. Достаточно вспомнить названия композиций Уитмора: "Сожги мое тело", "Я копаю себе могилу", "Холодный и мертвый" и т.п., которые можно легко представить написанными на обратной стороне альбома тех же Bring Me The Horizon. Так вот, Уильям Эллиотт - в качестве повинности - ездит в туры с Murder by Death и Converge, рвет глотку на разогреве и выступает на уровне, если не лучше хедлайнеров. Плюс к тому благодаря татуировкам, покрывающим его руки, подростки с тоннелями в ушах и черными как деготь волосами, видимо, принимают его за своего.

Однако на новом альбоме, который называется "Field Songs", нет места смерти. Почти. Зато есть место пасторальной американе, пению птиц и упоминанию французских партизан времен Второй Мировой. И вроде все как всегда - те же три аккорда, те же гитара и банджо, тот же голос, то же повелительное наклонение, но многое изменилось.
Песни стали светлее, в них стало больше чистого воздуха и меньше копоти и перегара. На протяжении всей пластинки на фоне слышны звуки природы - потому что природа и есть естественная среда обитания этих композиций. Потому их и так сложно слушать человеку неподготовленному - все равно что городскому жителю пойти в поле работать (к чему музыкант и призывает в заглавной песне). Но стоит заставить себя потерпеть первые две минуты размеренного гитарного боя (которые кажутся как-раз проверкой на вшивость - усидишь ли? - потому что эта музыка, как и любая хорошая, спешки не любит), пока Уитмор не запоет - и захочется поставить альбом на репит.
На этой пластинке музыкант, наконец, не просто причитает, а решает проблемы. Точнее, пытается. И пусть его советы размыты ("Давай сделаем что-нибудь невероятное!") а идеи не новы ("Мне бы уехать отсюда туда, я бы прислал немного денег и вернулся на следующий год"), но, кажется, что певец, до этого обращавшийся к слушателю из тупика, наконец нашел выход и зовет за собой. Кажется, что до этого вся музыка Уитмора словно доносилась из-под крышки гроба, а теперь звучит откуда-то сверху. Будто, пройдя чистилище, перешла в лучший мир. Потому он в конце и поет: "Я больше не чувствую боли".
Так что эти песни справляются со своей прямой задачей - они и вправду помогают жить. Эта музыка необходима, но не так безусловно как вода и хлеб. Она нужна так же как револьвер шерифу, лопата гробовщику или лошадь крестьянину. Однако, если вы не тот, не другой и не третий она вас, скорее, пристрелит и закопает. Да, на том самом поле, что вы не потрудились возделать.



Mr. Sticha специально для Weary Drum Daily

Комментариев нет:

Отправить комментарий