Аквариум "Архангельск"
kroogi.ru 2011
Любая русская компания, заседающая во дворе на лавочке, в подъезде на лестничной клетке или в квартире на шумной прокуренной кухне, и в которой присутствует человек с гитарой, за вечер обязана исполнить "Звезду по имени Солнце" или "Группу крови". Это говорит об одном - даже в 2011 году песни Цоя отражают мировоззрение и отношение к окружающим событиям львиной доли населения страны лучше, чем любые другие. В то время как услышать даже самые известные композиции Гребенщикова на таких посиделках - невиданная редкость, хотя сегодня он говорит о российской действительности не только точно и остроумно, но и с крайне любопытной точки зрения.
Можно, конечно, возразить: что о ней говорить? Дом стоит, свет горит, из окна видна даль. Что дальше? Но на новом альбоме "Архангельск" Гребенщиков как раз и поет о том, что наступающие перемены не слишком заметны: "Все останется точно таким, как все есть. Но те, кто знают - знают и будут молчать, потому что Тайный Узбек уже здесь" - и, что самое страшное, "нет смысла скрывать больше тупость и жадность и спесь, и бессмысленно делать вид, что ты кто-то другой". Так что "если нужно бежать - беги", особенно если "Вавилон играет в футбол твоей головой".
Вероятно, эта теория выглядит вымученной, высосанной из пальца, но прелесть загадок песен Гребенщикова как раз в том, что правильной отгадки нет, так что любое прочтение будет в той или иной степени казаться притянутым за уши. Но и сетовать, как многие, на то, что Боб "непонятно, о чем поет" - тоже не позиция: это все равно что высыпать паззл из коробки и возмущаться, что кучка картонок не похожа на картинку на упаковке.
Музыкально "Архангельск" не сильно отличается от работ Аквариума последней декады, потому Гребенщикова легко обвинить в нежелании двигаться вперед, продолжать поиск. Но дело в том, что Аквариум, по сути, являясь лучшей группой страны и делящий это звание разве что с АукцЫоном, никогда и не пытался эволюционировать. Гребенщиков просто всегда делал музыку в свое удовольствие и предлагал это удовольствие с ним разделить - впрочем, особо не навязываясь, потому на кухнях его, наверное, и не поют. Являясь пристанищем вполне традиционных минорных регги, почти бардовских номеров под шепот акустической гитары, солнечных пост-модернистских шалостей и грозного гитарного открывающего трека, "Архангельск" полон нечаянных радостей и приятных сюрпризов: то, как Гребенщиков произносит название альбома в первой песне, хоровое "Shaken, not stirred!" в "Марше священных коров", строчка "Он улыбается, когда при нем говорят "мы" в лучшей композиции на пластинке "Огонь Вавилона" и влажный гитарный звук в "Небе цвета дождя".
Но если во время прослушивания по спине не разу не промчались мурашки - не страшно. Стоит лишь подождать год или два и, возможно, следующая работа Аквариума найдет способ их вызвать. Потому что, как поется в том же "Огне Вавилона" "неправильные пчелы продолжают делать неправильный мед". И это чудесно.
И последнее. Этот альбом не про то, что поезд в огне, как кажется многим, а скорее о том, что когда в лихие года пахнет народной бедой - из леса обязательно выйдет старик. Но чтобы это случилось ни в коем случае не надо прятать от Бога глаза.
Mr. Sticha специально для Weary Drum Daily
Комментариев нет:
Отправить комментарий