суббота, 10 декабря 2011 г.

Коренной грув

The Roots "Undun"
Def Jam 2011

С тех пор как ливерпульская четверка выпустила совой "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" концептуальные альбомы превратились в отдельную статью творческого экспорта музыкальных коллективов. В 2011 году пластинки такого рода - скорее серьезное испытание для артистов, нежели легкий способ обратить на себя внимание. Однако группа The Roots решила сделать свой одиннадцатый номерной альбом именно концептуальным и выдержала это испытание с присущим им джентльменским достоинством.

"Undun" рассказывает историю преступника по имени Редфорд Стивенс. Начинается альбом с его смерти, потом The Roots распутывают клубок, рассказывая о невеселой жизни этого господина. Не будем ходить вокруг да около - тема скучная. Но тут штука как раз не в том "что", а в том "как". The Roots, благодаря своей невероятной способности быть всегда чуть в стороне от магистральной линии хип-хопа (начиная с того, что предпочитали живые инструменты драм-машинам, заканчивая тем, что старались со всеми жить дружно) и при этом делать отменную музыку, оказываются на высоте и на этот раз. "Undun" - это альбом напрочь лишенный пафоса, который, присущий как жанру, в котором группа работает, так и формату, в котором запись сделана, ожидаешь услышать вдвойне. Нет, это рассказ не о себе и даже не о близком друге - это рассказ о парне с соседнего двора, соседней улицы, из другого города. Именно благодаря этой дистанции The Roots удается добиваться невероятного эффекта - запись кажется одновременно невероятно напряженной, и в то же время эфемерной, невесомой.
"Undun", конечно, не главный хип-хоп альбом года. Прежде всего на нем нет такого парада планет, как на предшественнике - скорее вечеринка для своих: Big K.R.I.T., Dice Raw, P.O.R.N. и другие кудесники уличного слова чувствуют себя как дома под крылом мэтров. Единственный человек здесь, зашедший со своим уставом в чужой монастырь - Суфьян Стивенс. Да и тот стоит поодаль, будто стесняется вмешиваться: его фортепианная пьеса завершает пластинку, ставя едва заметное, но от того не менее важное, многоточие. Потом эта пластинка совершенно не отражает то, что в современном хип-хопе происходит - эта музыка, которая могла бы быть записала и десять и пятнадцать лет назад. Но почему-то именно по этому она и кажется долговечнее - и если "Undun" попадет далеко не во все списки лучших записей года, то, возможно, войдет в списки лучших альбомов десятилетия.
А что если Редфорд Стивенс - своего рода собирательный образ молодой псевдо-криминальной хип-хоп шпаны от Odd Future до A$AP Rocky, что набирает популярность в последнее время? Все эти юные хулиганы с их травой в кармане, сигаретой в зубах и любовью к слову "motherfucker", которые будто зовут смерть на свой порог. Смерть, которой в конце концов дождался Редфорд. Есть такое старое выражение: регби - игра хулиганов, в которую играют джентльмены. Так вот, The Roots в общем и "Undun" конкретно - это музыка хулиганов, которую играют джентльмены.

Mr. Sticha специально для Weary Drum Daily

1 комментарий:

В этом гаджете обнаружена ошибка