среда, 19 октября 2011 г.

А рыцари ему нужны иначе


ДДТ "Иначе"/"P.S."
Navigator Records, 2011

Когда в конце мая прошлого года на встрече Владимира Путина с участниками и организаторами благотворительного вечера «Маленький принц» Юрий Шевчук задал пару острых вопросов премьер-министру, западная пресса, освещая этот эпизод и описывая положение музыканта в нашей стране, окрестила его "русским Брюсом Спрингстином". И сходства между ними и вправду есть и немало: оба стадионные артисты; оба являются важной фигурой в культурной жизни своей родной страны; ценность музыки и того и другого сложно понять в отрыве от национальных культур; оба не чураются политики, и если бы у нас в России был условный Обама то, думаю, Шевчук бы тоже его поддержал. Но есть между ними и крайне важное различие. 
 
И различие это в том, что Спрингстин, даже со всеми оговорками, более чуткий и более талантливый музыкант, чем его питерский аналог. Со временем Босс не усложняет, а упрощает свои песни, ставит каждую ноту, каждое слово на свое, единственно правильное место, и если он и экспериментирует, то аккуратно и своевременно.
У Шевчука же, к сожалению, все наоборот, и это тем более обидно, когда знаешь, на что он способен. Даже если оставить за скобками то, что называется "всеми любимыми шлягерами", у ДДТ были в той или иной степени блестящие вещи: песня "Дороги" 1991 года; неожиданная яркая пластинка "Мир Номер Ноль", контрапункт творчества группы; чудесные "Летели Облака" и "Потолок" с альбома "Метель Августа"; жуткая но мощная исповедь "Пасха" со второй части "Единочества" - единственная композиция, в которой бэк-вокал ансамбля "Радуйся" звучал уместно; нежная "Адам и Ева" с "Пропавшего Без Вести" и почти гениальная "Онанист" 1995 года - пожалуй, вообще лучшая песня из всего обширного каталога группы (несмотря на одиозное название), где и мелодия (народная), и лирика, и - самое главное! - звук - на чрезвычайно высоком уровне. Впрочем, она, как говорят, была записана случайно и попала на альбом шутки ради. И это, в общем, симптоматично.
Однако, слушая новую работу, создается ощущение, что рядом с Шевчуком просто не было человека, который мог бы сказать: "стоп!", потому что вкус ему изменяет, причем по всем фронтам. Во-первых, формат - двойной альбом это практически самоубийство (сколько было хороших двойных альбомов? "White Album" и "The Wall", все), хотя жест очень шевчуковский, конечно, и справедливости ради отметим, что это даже играет пластинке на руку, потому что второй диск, задуманный как эдакий сборник ауттейков, еще можно слушать, чего о первом не скажешь. Во-вторых, аранжировки на "Иначе" - жирный индастриал, скрещенный с авторской песней - особо изощренное издевательство над ушами, но даже когда фронтмен выходит на первый план с акустической гитарой наперевес, оказывается, что ему нечего спеть. Потом невозможно понять, что делают на альбоме эти блеклые инструменталы, звучащие как неуклюжий реверанс Dead Can Dance и по-фирменному озаглавленные "Noise 1" и "Noise №2". В-третьих, то, что всегда считалось сильной стороной Шевчука - тексты. И самое страшное не в том, что ЮЮ мнит из себя Пастернака, а в его отчаянно фальшивом мессианстве. "Мою родину сожрал СПИД", "Новая Россия, вылетающая из меня больше зерна нашей любви, больше огня", "Завтра все будет иначе, это юго-западный ветер вырвался из пустоты" и так далее, и так далее. Такое ощущение, будто какой-нибудь далекий родственник, которого ты, чего уж там, по-своему любишь и уважаешь, напился, рвет на себе рубаху и говорит, что знает, как обустроить страну - хочется под землю провалиться.
Другая и, пожалуй, главная проблема Шевчука в том, что он невероятно многословен. И когда после всех этих нагромождений грошовых эпитетов под затихающие инструменты он наконец изрекает некую главную идею, мораль, смысл песни, звучит это до обидного нелепо. То, что Шевчук безуспешно пытается передать столь сложным способом тот же Гребенщиков выражает одной небрежно брошенной фразой, а АукцЫон и вовсе одной фонемой.
Вторая часть "P.S." - в основном кухонные камерные песни, в которых меньше претензии и пафоса и больше, собственно, искусства. Да, здесь есть памфлет на Киркорова, под который краснеют уши, но пошловатые вальсочки и дремучая бардовщина звучат гораздо лучше монструозных собратьев с "Иначе". А честнее всего здесь смотрится заключительная песенка "Хич", которая кажется русским парафразом известной "I've Been Everywhere". Самопародия, конечно, и добавленная, наверняка из озорства. В общем Шевчуку, очевидно, нужно почаще шутить.

Mr. Sticha специально для Weary Drum Daily

1 комментарий:

  1. Уж не знаю, каким таким Пастернаком мнит себя Шевчук, когда он суть есть его антитеза, "позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех", это как раз про него. Шевчук - великий поэт? Если сравнить с Резником - безусловно, а если с Маяковским, тем же Пастернаком или с Галичем? Увы и ах. Шевчук - большой музыкант? На любителя, знатока ни разу не убедит. Шевчук - классный исполнитель? Тут крыть нечем, кому и горький хрен - малина. А жопа, к сожалению, в том, Юра - музыкант, не сумев довести ни одно из своих дарований до абсолюта, решил, видимо, начитавшись Некрасова, быть Великим Гражданином, или слыть по меньшей мере. Но разборки с Киркоровым, якобы показывние среднего пальца Путину, параноидальная борьба с попсой, тусня с более чем сомнительными гражданами, как - то на гражданский подвиг не тянет. Но и это не самая большая засада. Автор статьи, к сожалению, справедливо констатировал фальшивость ЮЮ, и если он (Шевчук, не автор) сам её не осознаёт, тем хуже для него. А может пора честно признаться, что Шевчук - просто идиот, не заблуждающийся, не зазвездившийся, а именно - клинический идиот, не отдающий отчёт в своих словах и действиях. Если это не подтвердится, можно посмотреть фактам, что называется, в лицо: кем, собственно, является в глазах окружающих, Шевчук. Народная любовь, извините, не показатель, ибо толпе пофиг, кого из экрана "любить". Среди его коллег можно выявить три типа отношнеия: Одни к нему снисходительно - великодушны (читай, класть им на него с прибором), вторые над ним откровенно смеются и даже глумятся, третьи, как Маргулис, например, откровенно признаются в неуважении. И ещё деталь: Песни Шевчука не поют, если не считать кавера двадцатилетней давности Насти Полевой, да кто ж её, Настю, особенно слушает. Поют БГ,Цоя, Майка, Летова, Даже Башлачёва с Мамоновым, а Шевчука как будто нет, и это неспроста. И если б он был более чутким, понял, что он в глазах толпы от Киркорова ничем не отличается, ибо никаких культурных связей не проводит (БГ хотя бы Вертинского сделал достоянием общественности, Летов записал потрясающий "Звездопад) и не поёт других песен, кроме как своих "шедевров", а замкнутость на себе - это крах и тупик. Самое обидное, что его даже не жалко, потому что он ни разу не назвал себя куском говна, ни метафорически, ни буквально, уверовав в свою чуть ли не святость. И молиться за него бесполезно, не поможет.

    ОтветитьУдалить